Пластиковая карточка как платежный инструмент

Информация » Механизм работы с безналичными расчетами » Пластиковая карточка как платежный инструмент

Страница 1

Пластиковая карточка – это персонифицированный платежный документ, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в банках и их филиалах, банкоматах.

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Одна из основных функций пластиковой карточки — обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной систем. для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и пр. Кроме того, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись. Алфавитно-цифровые данные — имя, номер счета и др. - могут быть эмбоссированы, т. е. нанесены рельефным шрифтом. Это дает возможность при ручной обработке принимаемых к оплате карточек быстро перенести данные на чек с помощью специального устройства, импринтера, осуществляющего «прокатывание» карточки.

Идею пластиковой карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы). Еще в 1914 г. крупные универмаги США стали выдавать кредитные карточки своим клиентам. В 1928 г. был изобретен прообраз пластиковых карточек - металлический ярлык, на котором было выдавлено имя и адрес клиента. В 1936 г. появилось первой объединение предприятий, согласившихся кредитовать общих клиентов. В послевоенные годы появились пластиковые карточки таких известных компаний как Diners Club («Объединенный клуб») и American Express. Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карточку “DC” и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в “DC”, который ежемесячно выставлял клиенту общий счет. Клиент расплачивался с “DC”, а тот - с ресторанами. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.

В настоящее время в мире существует три крупнейших платежных системы: «VISA International», «Eurоpay-MasterCard International», «Diners Club International».

Существует 4 вида карточек VISA: VISA-Electron, VISA-Classic, VISA-Business и VISA-Gold.

VISA-Electron – универсальная пластиковая дебетовая карточка, которая наиболее распространена из-за недорогой стоимости и простоты оформления.

VISA-Classic, VISA-Business, VISA-Gold – это карточки наиболее респектабельные и уровень их обслуживания значительно выше.

Таким образом, иностранные компании прочно монополизировали рынок пластиковых карт на территории СНГ, в том числе и в Казахстане (с момента появления в Казахстане коммерческих банков). Ситуация изменилась лишь в 1997 году, когда казахстанские банки сами приступили к выпуску пластиковых карт.

Особенностью продаж и выдачи наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Страхование и страховое право античных времен
Источники страхового права насчитывают тысячелетия. «Первые зачатки правового регулирования страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хамураби (более 2000 лет до нашей эры), устанавливавших нечто вроде взаимного (ст. 7 Закон ...

Индексы для оценки рынка акций в Германии
Основными индексами, используемыми на рынке акций Германии, являются DAX, DAX-100, CDAX. Инвесторы, в том числе и в странах СНГ, не имеющие доступа к компьютерной информации, могут получать более или менее регулярно сведения о динамике фо ...

Специализация кредитных организаций и концентрация банковского капитала
В банковской системе России в определенной мере проявляется тенденция специализации кредитных организаций. В частности, можно выделить банки, которые наряду со Сбербанком России активно работают на рынке частных вкладов. Имеются примеры и ...