Анализ внешней среды организации на макроуровне
Внешняя среда -
окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации. Внешнюю среду организации разделяют на 2 группы: макроокружение и среду непосредственного окружения. Эти группы факторов называют средой косвенного воздействия и средой прямого действия соответственно.
В процессе анализа внешней среды выявляются факторы, с одной стороны, позволяющие повысить эффективность функционирования и развития предприятия, с другой – препятствующие достижению планируемых им стратегических целей. Не все факторы имеют важное значение для предприятия, поэтому целесообразно выявить ту совокупность факторов, которая в наибольшей степени воздействует на результаты функционирования и развития предприятия.
Факторы внешней среды косвенного воздействия организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.
STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных
(S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.
Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся: экономические, правовые, политические, социальные и технологические факторы.
Таблица 2.3.4 - STEP – анализ Центрального отделения Сбербанка № 4205
Факторы |
Характеристика |
S Социальные |
Работники Банка имеют полный соц.пакет(оплачивают листы временной нетрудоспособности, предоставляют оплату проезда в оба конца на любом виде транспорта на территории России, выплачивают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, оплачивают путевки на лечение в различных санаториях, предоставляют материальную помощь при рождении ребенка и смерти близких и многое другое), Банк участвует в реализации социальных программ, благотворительности. |
T Технико-технологические |
Используются современные технологии, все подразделения оснащены современной компьютерной техникой и программным обеспечением. Применяются программы: для ввода заявок с последующей выдачей кредита; программа с данными клиентов, получивших кредит в Сбербанке и т.д. |
E Экономические |
Уставной капитал Банка определяет минимальный размер имущества Банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должен превышать 25% от уставного капитала Банка. Уставной капитал банка может быть увеличен в порядке, предусмотренным законодательством РФ и уставом Банка |
P Политико-правовые |
Банк является юридическим лицом, входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Банка России, а так же уставом Банка |
Другие материалы:
Правовая природа и
сущность страхования
Как и многие другие институты гражданского права, страхование существует не одно столетие. Более точное время зарождения страховых правоотношений определить невозможно. Разрыв в сроках у различных исследователей определяется тысячелетиями ...
Перспективы развития различных форм обеспечения
возвратности кредита
Перспективы развития в нашей стране различных форм обеспечения возвратности кредита, применяемых в зарубежной практике, необходимо связывать с оценкой риска, который содержит каждая из них.
Интересен опыт по использованию системы трехбал ...
Дополнительные инструменты по привлечению депозитов
Внедрение инноваций всегда связывается с потребностями рынка. Финансист банка определяет, какие виды новых банковских продуктов, иных товаров должны обеспечить нужную долю рынка, какие продукты требуют модернизации с тем, чтобы была обесп ...