Кредитные операции с землей в XIX веке в России
Огромное внимание в проекте было уделено вопросам взыскания недоимок. За просроченные платежи взыскались пени в размере 12% годовых. Пени не начислялись, если уездная земская управа удостоверяла, что просрочка платежа произошла из-за стихийного бедствия. В этом случае банк предоставлял отсрочку до двух лет, если заемщик не погашал недоимки в течении следующих 6 месяцев после окончания срока кредита, его земля продавалась с торгов. Убытки крестьянскому банку в таких случаях возмещало земство[4].
Таков был первоначальный проект крестьянского поземельного банка. И в таком виде он был передан на обсуждение в Государственный совет. В ходе обсуждения проект вызвал лишь ряд замечаний, которые не изменяли принцип деятельности Банка и были приняты без возражений. В частности сумма кредита теперь не зависела от размера земли, а зависела от формы землевладения. Отдельный домохозяин получал до 500 руб., сельские общества и товарищества до 125 руб. на каждую душу мужского пола. Размер ссуды составлял 75% цены на землю. Земство по новому проекту освобождалось от обязанности возмещать убытки крестьянскому банку в случае если земля недоимщика продавалась с торгов. Закладные листы банка получили название «Свидетельства крестьянского поземельного банка»[5].
17 февраля 1882 года новый исправленный проект «Положения о крестьянском поземельном банке» был представлен на обсуждение в Государственный совет. Но, однако, уже во время обсуждения проекта возникли разногласия. Возникли две группы, которые не могли придти к единому мнению о целесообразности создания крестьянского банка вообще, и деятельность за государственный счет в частности. Н.Н. Мансуров и П.А. Шувалов высказались против учреждения Крестьянского поземельного банка. Они считали, что создание такой организации ведет к гибели дворянского землевладения. Помещики, считали они, не смогут сдержать напор крестьянской массы, захотевшей купить у них землю. Они предложили передать дело крестьянского кредита на земские учреждения. Правительство же должно было финансово поддерживать их. Контроль за ходом кредитования передать министру финансов, государственных имуществ и внутренних дел.
26 апреля 1882 года во время обсуждения проекта эта точка зрения нашла поддержку у очень влиятельных людей К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, Т.И. Филиппов и ряд других поддержали точку зрения Шувалова и Мансурова. Всего в эту группу вошло 12 человек. Они заявили, что данный проект слабо продуман и его следует отправить на доработку, после чего подвергнуть самому тщательному обсуждению.
Против этого выступила другая группа. В состав которой вошли сами разработчики Положения Н.П. Игнатьев, Н.Х. Буни, М.И. Островский, а также председатель комитета Министров М.Х. Рейтерн, министр юстиции Д.Н. Набоков, М.С. Каханов и другие. Всего 18 человек. Они высказались за немедленное создание крестьянского банка, как государственного учреждения. На пресловутом заседании 26 апреля к ним прислушались председатель Государственного совета великий князь Михаил Николаевич, военный министр Ванковский, П.А. Валуев и другие. Всего 34 человека. Однако после этого, как «большинству» удалось добиться немедленного рассмотрения в Государственном совете, часть из них перешли в стан «меньшинства».
В ходе обсуждения проекта Крестьянского поземельного банка «большинству» не удалось переубедить своих оппонентов. Государственный совет не смог придти к единому мнению по этому вопросу, и на утверждение Александра III были представлены два проекта. Император утвердил проект «большинства», однако им были изменены ряд Положений. Во-первых, дабы подчеркнуть, что задача банка состоит в оказании кредитной помощи крестьянам, из проекта была исключена статья, в которой говорилось, что сразу могут получить нуждающиеся в земле. Выделялось, что ссуду имеют право получить все желающие крестьяне. Во-вторых в Положении указывалось, что крестьянский поземельный банк есть правительственное учреждение, состоящее под контролем Министерства Финансов. Министру финансов разрешалось выпускать свидетельства крестьянского поземельного банка на сумму не свыше 5 млн. рублей (вместо 3 млн.), и в-третьих, изменялись льготы, предполагаемые для заемщиков. В частности с недоимщиков решено было взыскивать не 12%, а 6% годовых.
Другие материалы:
Анализ просроченной задолженности
По данным ЦБ РФ, на 1 октября 2009 года объем кредитования физических лиц банками в России составил 3,618 триллиона рублей. По сравнению с январем 2009 года, когда объем кредитования достигал 4,017 триллиона рублей, оно сократилось на 9,9 ...
Цели государственного
регулирования страховой деятельности
Главной целью регулирования страховой деятельности является защита прав потребителей и содействие интересам общества. Одновременно следует выделить пять конкретных целей регулирования страховой деятельности, достижение которых характерно ...
Пути формирования биржевого рынка
Существуют два пути формирования биржевого рынка. Можно создать отдельную биржу драгоценных металлов, включающую в себя несколько секций: Секцию золотого рынка, Секцию серебряного рынка, Секцию платинового рынка, Секцию срочного рынка и т ...