Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Страница 2

Потенциала для существенного роста инвестиций из вышеперечисленных источников нет. Тем не менее, есть веские основания полагать, что при устойчивости благоприятной макроэкономической среды больший вклад могут вносить механизмы и инструментарий фондового рынка.

Мировой и первый отечественный опыт подтверждают это. По итогам 2004 г. доля средств, привлеченных с помощью эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций), в совокупном объеме инвестиций составляла: в США – 60%, в Германии – 35%, во Франции – 40%.

Таким образом, следует выделить несколько направлений развития рынка ценных бумаг, требующих реализации:

1. Дальнейшее развитие рынка корпоративных облигаций.

Уровень инвестиционной эффективности во многом зависит от ликвидности, глубины и универсальности рынка. Финансовый рынок России постепенно приобретает схожие черты. Один из самых быстрорастущих сегментов российского рынка – привлечение финансовых средств путем выпуска облигаций. По итогам 2004 г. совокупный объем средств, привлеченных посредством публичного размещения государственных, корпоративных и региональных ценных бумаг примерно в 2 раза выше, чем в 2003 г., и почти в 10 раз выше, чем в 2000 г. Вместе с тем это лишь 9% от валового объема инвестиций в основной капитал[37], поэтому следует определить пути радикального повышения данного показателя.

Сегодня рынок корпоративных облигаций находится в начале своего развития, и его возможности реализованы далеко не полностью. Только 2% предприятий используют рынок корпоративного долга для финансирования капитальных инвестиций. Российский рынок пока не сравним с западным и по абсолютным показателям. Объем рынка корпоративного долга в развитых странах составляет от 30 до 95% ВВП. В России номинальный объем корпоративных облигаций в обращении составляет немногим более 1% ВВП.

Актуальной проблемой рынка корпоративных облигаций, препятствующей приходу на него консервативных инвестиций, в том числе западных, является его слабая структурированность. Система рейтингования облигаций только начинает внедряться. Большинство выпусков облигаций не имеют международных кредитных рейтингов. Рейтинги, присвоенные по внутрироссийским шкалам, нередко вызывают серьезные нарекания и не могут служить адекватным и авторитетным суждением о кредитоспособности. Это существенно повышает риски инвесторов, не имеющих возможности разделить облигации на высоконадежные и «мусорные».

Кроме того, требуют решения такие вопросы, как дальнейшее снижение, а возможно, и отмена налога на эмиссию, а также упрощение всей процедуры выпуска корпоративных облигаций. Достаточно актуальный вопрос для рынка – необходимость регистрации отчета о размещении облигаций до начала вторичных торгов. В результате вторичные торги начинаются в лучшем случае через месяц после размещения, что несет в себе существенные риски для инвесторов.

Значительное влияние на рынок могло бы оказать дальнейшее совершенствование нормативной базы. Принятие новой редакции закона «О рынке ценных бумаг» можно рассматривать как важный шаг в этом направлении. Целесообразно сосредоточить усилия на следующих направлениях:

– дальнейшем упрощении и ускорении процедуры эмиссии корпоративных облигаций;

– принятии Закона о краткосрочных (коммерческих) ценных бумагах, формирующих основу для создания рынка 1–2-летних высоколиквидных бескупонных долговых инструментов;

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Адаптации правил аудиторской деятельности для применения в области банковского аудита
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации разрабатывает Правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее по тексту - Стандарты аудита). Данные Стандарты аудита применяются при проведении аудита бухгалтерс ...

Исторический ракурс и краткая характеристика Банка
Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. банк Англии. Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе, учрежденных еще при Екатерине II, ассигнационного и з ...

Сущность процесса страхования потребителей турпродукта
Страховая компания ОАО «Даль ЖАСО» была основана 6 мая 1991 года. ОАО «Даль ЖАСО» входит в число лидеров российского страхового рынка, является универсальной компанией: предоставляет весь спектр страховых услуг, как для юридических, так ...