Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Информация » Современное состояние рынка ценных бумаг России » Фондовый рынок как фактор роста ВВП

Страница 3

– принятии Закона о рынке производных финансовых инструментов, создающего основу для цивилизованного хеджирования инвестиционных рисков при работе на фондовом рынке;

– законодательном обеспечении формирования ипотечного рынка, и прежде всего перехода от традиционных облигационных займов к классическим ипотечным выпускам, обеспеченных, с одной стороны, пулом закладных, а с другой – гарантиями государства.

Решение этих и других проблем позволит привлечь на рынок корпоративных облигаций большое число заемщиков и значительные средства инвесторов.

2. Совершенствование механизма первичного размещения акций.

Второй основной инвестиционный инструмент фондового рынка – первичное размещение акций (initial public offering, IPO) – пока малоразвит. За все время существования российского фондового рынка на нем было проведено всего 4 размещения акций общим объемом около 230 млн. долл.[38], которые могут быть отнесены к IPO.

Практическое отсутствие IPO на российском фондовом рынке во многом связано с неразвитостью рынка в целом. Вместе с тем необходимо учитывать, что IPO – не лидер по объему привлечений в мире. Через корпоративные облигации средств привлекается в 3–4 раза больше. Кроме того, IPO – весьма тонкий инструмент, сильно зависящий от рыночной конъюнктуры. Тем не менее, IPO, в первую очередь на рынках англосаксонских стран (США, Великобритания, Канада и др.), является важнейшим инструментом фондового рынка – через него финансируется до 15–20% всех инвестиций в основной капитал. В странах континентальной Европы с учетом более весомой доли банков в инвестициях данный показатель составляет 5–10%[39].

У некоторых российских компаний имеется положительный опыт IPO в виде первичного размещения АДР на зарубежных биржах. Однако IPO на зарубежных биржах не может рассматриваться в качестве рецепта для большинства российских компаний – это весьма затратная и длительная процедура, которая по силам лишь весьма крупным компаниям, отличающимся прозрачностью, международным уровнем корпоративного управления и перспективами быстрого роста. Для большинства частных российских компаний наиболее удобным местом проведения IPO должен стать национальный фондовый рынок. Этому препятствует ряд проблем:

– сверхвысокая концентрация рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 эмитентов. На остальные бумаги (а это почти 250 акций), торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота[40]. Отсутствие ликвидности по большинству бумаг и привычка инвесторов оперировать очень узким кругом акций обрекает вновь размещаемые акции на попадание в категорию неликвидных;

– низкая доля акций эмитента, находящихся в свободном обращении (free float). По данным Boston Consulting Group (BCG), данный показатель в среднем по российскому рынку составляет 27%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80–90%. Низкий free float снижает ликвидность торгов акциями и интерес инвесторов к ним;

– к IPO весьма редко прибегают зрелые компании, в основном это новые быстрорастущие структуры различных отраслей, сформировавшиеся из венчурного бизнеса. К сожалению, в России венчурный бизнес находится в зачаточном состоянии, и, как следствие, потенциальных кандидатов на IPO среди быстрорастущих технологических компаний мало;

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы: