Эволюция рынка: количественные параметры и макроэкономические аспекты

Информация » Экономическая сторона рынка ценных бумаг » Эволюция рынка: количественные параметры и макроэкономические аспекты

Страница 2

В связи с созданием накопительной пенсионной системы был образован еще один финансовый инструмент – государственные сберегательные облигации (ГСО). Это не обращающиеся на вторичном рынке ценные бумаги с длительным сроком погашения. Купонный доход по ним является постоянным и приблизительно соответствует прогнозному уровню инфляции.

ГСО предназначены для обладающих длинными деньгами так называемых пассивных институциональных инвесторов – Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компанией, распоряжающихся накоплениями граждан, а также инвестиционных фондов и страховых компаний. Предполагается, что рынок ГСО позволит снизить долю пассивных инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ, чрезмерное увеличение которой было бы чревато утратой ликвидности этого рынка.

Особенно значительно возрастает в последние годы совокупный оборот рынка ГЦБ (суммарный объем всех сделок, включая денежный рынок). Как показано в приложении №2, в 2006 г. он увеличился по сравнению с соответствующим показателем 2002 г. в 22.3 раза. Это было вызвано по большей части резким ростом осуществления сделок РЕПО – продажи государственных долговых бумаг с обязательством обратного их выкупа. В 2006 г. объем всех сделок такого рода возрос более чем в 150 раз по сравнению с 2002 г. и почти в 2 раза против уровня 2005 г. В совокупности на сделки РЕПО пришлось около 75% объема торгов. Динамичное увеличение масштабов операций РЕПО значительно раздвигает границы рыночного обращения ГЦБ, способствует развитию рынка госбумаг, расширяет возможности Центрального банка в управлении рублевой ликвидностью.

Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторичные торги, без учета размещения на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России) составил в 2006 г. 570.9 млрд. руб. предыдущего года на 7% (в долларовом выражении – на 12.2%) и посткризисного 1999 г. – в 5.4 раза, но было на 34.8% меньше показателя рекордного 1997 г.

Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний.

Консервативная политика Министерства финансов, выражающаяся в относительно умеренных масштабах эмиссии ГЦБ, с одной стороны, и вызываемое ростом рублевой ликвидности расширения спроса инвесторов на эти финансовые инструменты – с другой, имеют следствием существенное уменьшение доходности данных бумаг. Так, средневзвешенная доходность ГКО понизилась с 12.2 в 1999 г. до 5.4 в 2003 г., ОФЗ-ФК с 73.7 до 6.1 ОФЗ-ПД – с 59.8 до 6.5 (двух последних с 1999 г. по 2005 г.) и ОФЗ-АД – 13.8 в 2002 г. до 6.8 в 2005 г. (все данные – проценты годовых, на конец года). В то же время средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по привлеченным в рублях депозитам и вкладам в конце 2005 г. составляли для нефинансовых предприятий и организаций 3.5%, банков – 4.6% и физических лиц – 4.6%. Это означает, что государственные бумаги в качестве объекта инвестирования денежных средств с точки зрения доходности по-прежнему обладают определенным конкурентным преимуществом по сравнению с банковскими инструментами. Другое их преимущество – более низкая степень рыночного риска.

Монетарные власти фактически стремятся достичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: с одной стороны, обеспечить повышение ликвидности рынка государственных заимствований, а с другой – не допустить непомерного роста доходности долговых бумаг. Рост доходности мог бы увеличить государственные расходы, связанные с обслуживание долга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративным заимствованиям, которое, в свою очередь, затруднит привлечение заемного капитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке. Поэтому задача состоит в том, чтобы пройти по тонкой грани между этими двумя противоположными устремлениями, найти баланс между показателями доходности ценных бумаг и ликвидности рынка. Иначе говоря, государственным органам следует принимать решения, которые бы не подрывали доходность собственных инструментов и не мешали частному сектору.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы: