Анализ состояния системы кредитования малых предприятий в России в современных условиях

Информация » Анализ системы кредитования предприятий на примере ОАО "Уральский Банк Реконструкции и Развития" » Анализ состояния системы кредитования малых предприятий в России в современных условиях

Страница 2

Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития. По итогам исследования развития малого бизнеса, которое проводилось совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения – 50% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%). Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рис. 2.2).

Рис.2.2. Источники финансирования малого бизнеса в России[10]

Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Характерно, что кредитование нефинансовых организаций осуществляют в основном российские банки, тогда как доля банков с иностранным участием в капитале, кредитующих российские предприятия, весьма незначительна.

В настоящее время динамичное наращивание кредитного портфеля российскими банками сопровождается как качественными изменениями в структуре предлагаемых кредитных продуктов, так и перестройкой бизнес-процессов в самих кредитных организациях и внедрением новых технологий оценки заемщиков. Рассмотрим более подробно современные тенденции кредитования малого бизнеса.

Для начала рассмотрим двухуровневую систему кредитования субъектов малого предпринимательства[11]. Данная система предполагает выделение ресурсов на реализацию программ поддержки малого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами. Поиск и оценка проектов, а также выдача кредитов осуществляются через систему уполномоченных банков, с которыми заключены агентские соглашения. Основными игроками в этом сегменте остаются банки, использующие ресурсы международных финансовых институтов, а также российские банки с государственным участием: Российский банк развития (РосБР) и Внешторгбанк (ВТБ). У Сбербанка существует две программы кредитования малого бизнеса – за счет собственных средств и из средств ЕБРР. По такой же схеме предоставляют ресурсы «УралСиб», Росбанк и Нижегородский банкирский дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Дальневосточный банк, Уралтрансбанк и Сибакадембанк.

ДельтаБанк, Пробизнесбанк, «Первое ОВК» являются банками-агентами инвестиционного фонда «США-Россия». «Центр-Инвест», Пробизнесбанк, Московский Кредитный Банк – Международной финансовой корпорации. «Русский Банкирский дом» сотрудничает с американским агентством USAID по поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половину рисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить процент кредитования[12].

Все упомянутые иностранные организации выделяют дешевые по российским меркам долгосрочные ресурсы для финансирования российского малого бизнеса.

Открывая доступ малого бизнеса к относительно дешевым финансовым ресурсам, двухуровневая система кредитования позволяет российским банкам-агентам решать две основные проблемы кредитования в этой сфере – снижать ставки по кредиту, делая его более дешевым для конечного заемщика, и увеличивать сроки кредитования, в чем остро нуждаются малые предприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Центральный банк РФ, основные цели, деятельность и функции
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе[1]. Статус, цели, функции, полномо ...

Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей
Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей - одно из основных направлений маркетинга страховщика. Эксперты западных страховых компаний утверждают, что потенциальный страхователь - это высший авторитет, к мнению котор ...

Особенности инвестиционной политики при проведении различных видов страхования
Страховые организации, занимающиеся страхованием жизни, аккумулируют значительные ресурсы на длительные сроки. Потребность в средствах на выплату определяются с помощью демографической статистики и актуарных расчетов с большой точностью. ...