Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли

Информация » Исследование рынка драгоценных металлов и камней » Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли

Страница 1

Согласно российскому законодательству к драгоценным металлам относятся золото, серебро, а также металлы платиновой группы. Основу законодательной базы составляют два федеральных закона: "О недрах" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Весьма существенное влияние на функционирование отрасли оказывают два других закона, непосредственно не посвященных этой тематике, однако тесно с нею связанные - имеются в виду законы "О валютном регулировании и валютном контроле", а также "О соглашениях о разделе продукции".Не углубляясь в детали, хотелось бы ниже остановиться на ключевых моментах российского законодательства на этапах от добычи сырья до реализации готовой продукции.

В отношении недропользования ключевыми являются принципы совместного распоряжения недрами государством и субъектами Федерации (республиками, областями, автономными образованиями), платности и лицензионном порядке предоставления недр в пользование. Право на ресурсы в недрах принадлежит государству, предоставление в пользование новых месторождений и недр производится через конкурсы и аукционы. Регулируется порядок передачи и отзыва лицензии, включая тот случай, когда освоение месторождений не осуществляется в указанные в лицензии сроки. Из числа поправок к ныне действующему закону "О недрах", находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе (нижняя палата Федерального собрания) следует отметить такие, как предусматривающие возможность передать лицензию от недропользователя в ведение совместного предприятия с иностранными инвестициями в случае его создания с участием недропользователя (в настоящее время необходимо переоформление лицензии).Предлагается также установить сроки действия лицензии на добычу не на 25 лет, а на период до момента полной выработки месторождения. Хочется также отметить изменения, принятые недавно к закону "О соглашениях о разделе продукции".В целом закон с учетом внесенных изменений обеспечивает специальный налоговый режим, а также его стабильность в течении 20-25 лет и предполагает наличие отдельных изъятий из закона "О валютном регулировании и валютном контроле", например, в части открытия банковских счетов совместного предприятия за рубежом. В законе о разделе продукции имеются ограничивающие положения о том, что на его условиях может разрабатываться не более 30 % разведанных и учтенных запасов драгоценных металлов в России. Этот лимит, однако, еще далеко не достигнут.

Обращение аффинированных драгоценных металлов регулируется главным образом законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Указами Президента и Постановлениями Правительства России. Представляется, что в этой области наиболее видны недостатки действующего законодательства. В их числе российские эксперты отмечают в первую очередь то, что государство стремится сохранить свои привилегии распоряжаться драгоценными металлами, не неся при этом никакой правовой или финансовой ответственности. Так, например, законом предусмотрено так называемое "право первой руки" при закупке добытых драгоценных металлов у недропользователей. При этом, однако, в прошлом году государство забирало металл, но не оплачивало его в отдельных случаях на протяжении 4-6 месяцев. До сих пор сохраняется практически разрешительная система закупки коммерческими банками золота у недропользователей, хотя она не предусмотрена ни одним из действующих законов. Из-за ряда бюрократических ограничений фактически не либерализован рынок металлов платиновой группы, хотя законодательством предусмотрена возможности для коммерческих банков заниматься операциями с платиной. Что касается внутренних цен на драгоценные металлы, то они в настоящее время максимально приближены к мировым. Так, например, Гохран Министерства финансов РФ при покупке у недропользователей устанавливает скидку в размере 1 % от текущих цен Лондонского фиксинга. Центральный Банк РФ, который по закону пока не имеет права закупать драгоценные металлы непосредственно у недропользователей, устанавливает скидку в размере 2 % от текущих цен Лондонского фиксинга при покупке золота у коммерческих банков. При продаже коммерческими банками золота своим корпоративным коммерческим клиентам, частным лицам, а также на межбанковском рынке сделки совершаются практически по текущим ценам европейского рынка. В то же время надо отметить, что внутренний рынок драгоценных металлов в России находится на начальном (хотя и сильно затянувшемся) этапе развития и поэтому до сих пор является слаболиквидным и неэластичным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь - составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Главенствующее поло ...

История зарождения и развития ипотеки
Мировой опыт развития стран свидетельствует о том, что практически все страны в разной мере подвергались кризисам, переживали экономические трудности. Во все времена самым живучим экономическим механизмом для поднятия платежеспособного сп ...

Прогноз состояния рынка ценных бумаг с фиксированным доходом
На рынке ценных бумаг с фиксированным доходом в 2009 г. можно ожидать постепенной стабилизации после произошедшего во второй половине 2008 года коллапса. В то же время, ожидания девальвации обусловят сравнительно высокие процентные ставки ...