Исследование рынка драгоценных металлов и камней

Информация » Исследование рынка драгоценных металлов и камней

В Российской Федерации отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы , активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.

Так, Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. №214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" и Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992г. №279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни" установили новый порядок ценообразования на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с мировым уровнем цен, расширили круг субъектов, которые могли осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней была разрешена всем юридическим лицам и гражданам России.

Дальнейшее развитие рынок драгоценных металлов и драгоценных камней получил с принятием Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ), который установил основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

В продолжение реформы рынка драгоценных металлов Правительство утверждает порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, который расширил круг сделок с минеральным сырьем, в том числе разрешил его использование в качестве залога или иного финансового обязательства.

Но, несмотря на ряд вышеуказанных нормативных правовых актов, достаточно подробно обеспечивших правовое регулирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, следует отметить, что в настоящее время существует множество факторов, отрицательно влияющих на функционирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Это обусловлено, прежде всего, тем, что оборот драгоценных металлов и камней регулируется нормами права, часто противоречащими не только друг другу, но и Закону РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Целью данной дипломной работы является исследование рынка драгоценных металлов и драгоценных камей (РДМ и ДК) в современных рыночных условиях. Для России, крупнейшего в мире обладателя месторождений платины и платиноидов, золота, алмазов, изумрудов, александритов, определяется стабильным (в долгосрочной перспективе) поступлением налогов из данной сферы экономики в доходную часть бюджета, а также пополнением золотовалютных резервов Российской Федерации - Золотого запаса, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, Алмазного фонда.

Проведенная работа должна показать, что процесс либерализации сферы добычи, производства, использования и обращения ДМ и ДК, должен вызывать не резкий спад объемов добычи и производства ДМ и ДК, не уменьшение спроса на отечественную продукцию из драгоценных материалов, не ухудшение социально-экономических условий в золото и алмазодобывающих и перерабатывающих регионов, а должен быть направлен на их улучшение.

В условиях нынешней кризисной экономики перед государством открываются новые задачи по развитию и регулированию РДМ и ДК. Это разработка новой государственной политики, создание и совершенствование законодательной базы, обеспечение доверия к РДМ и ДК со стороны инвесторов, корректировка движения инвестиционных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и осуществление контроля над экономической безопасностью России. В связи с этим становится необходимым подбор правильных действенных, методов управления и государственного регулирования РДМ и ДК.

Проблема соотношения элементов административного и экономического регулирования РДМ и ДК наиболее актуальна в наше время и не может быть решена без учета специфических особенностей данной сферы:

· высокой капиталоемкости и сезонности добычи ДМ и ДК

· экспортной ориентированности продукции, невоспроизводимости природных ресурсов

· минимального присутствия государства в золотодобывающем секторе

· ограниченного участия частного капитала и большой роли естественных монополий в алмазодобывающей промышленности

· высокой удельной стоимости и ликвидности ДМ и ДК

· криминализированности их добычи

· производства и обращения

В отечественной экономической литературе в предыдущие годы был решен ряд теоретических проблем, касающихся финансовых и экономических аспектов добычи и обращения золота (которые были рассмотрены в фундаментальных трудах Борисова С.М., посвященных роли золота в экономике капитализма), сферы международных валютно-финансовых отношений и мирового хозяйства, экономики золота и алмазов (исследования проводились Аникиным А.В., Афанасьевым А.А., Кириллиным А.Д.). Боженко И.П. изучена специфика движения уровня цен на мировом и внутренних рынках основных золотодобывающих стран, рассмотрены налоговые методы стимулирования капиталовложений и рациональной разработки природных ресурсов - налоговый аспект государственного регулирования развития золотодобывающей промышленности, прослежена эволюция биржевой торговли золотом, рассмотрены методы биржевого страхования драгоценных металлов.

Однако до сих пор не осуществлено системное и целостное исследование системы регулирования российского РДМ и ДК, не понималась проблема поиска путей ее совершенствования. Данные вопросы должны быть решены на основе разработки принципиально новых теоретических и методологических положений.

Другие материалы: